Организация расположена в промышленно-производственной зоне и подключена к системе водоснабжения данной зоны. Питьевая вода не отличается от технической воды, то есть имеет неопределенный цвет, ярко выраженный технический запах и мелкий белый осадок. У организации отсутствует заключение о несоответствии качества воды санитарно-эпидемиологической инстанции.
В целях безопасного для здоровья использования питьевой воды организация приобрела и установила систему фильтровально-очистительных установок.
Имеет ли право организация учитывать расходы на содержание указанных установок при исчислении налога на прибыль?
Учитываются ли при исчислении налога на прибыль полученные организациями денежные средства в виде компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд? Если денежные средства в виде компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не учитываются, каков порядок возврата налога на прибыль?
О ведении раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций, облагаемых как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов; о восстановлении сумм НДС, принятых к вычету, при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых по ставке 0 процентов.
После неисполнения обязательств по договору в срок заемщик передает организации право аренды земельного участка по соглашению об отступном. Организация определяет стоимость полученного права по стоимости прекращенных обязательств, также она реализует право аренды земельного участка.
Имеет ли право организация при исчислении налога на прибыль уменьшить доход от реализации права аренды земельного участка на цену приобретения данного имущественного права, определенную по стоимости прекращенных обязательств, в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ?
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой в случае, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.).
Пунктом 3 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сделки между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, или одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций либо одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.
А сделки между взаимозависимыми лицами, в которых хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из специальных налоговых режимов, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб.
Пунктом 9 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 НК РФ.
В каком порядке определяется сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ: сумма дохода (сумма цен сделок) должна превышать 1 млрд руб. по сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год с одним взаимозависимым лицом, либо сумма дохода должна превышать 1 млрд руб. по сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности?
В каком порядке определяется сумма доходов по сделкам, предусмотренным пп. 2, 3, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ: путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год с одним взаимозависимым лицом либо со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности?
Вопрос №1
Организация расположена в промышленно-производственной зоне и подключена к системе водоснабжения данной зоны. Питьевая вода не отличается от технической воды, то есть имеет неопределенный цвет, ярко выраженный технический запах и мелкий белый осадок. У организации отсутствует заключение о несоответствии качества воды санитарно-эпидемиологической инстанции.
В целях безопасного для здоровья использования питьевой воды организация приобрела и установила систему фильтровально-очистительных установок.
Имеет ли право организация учитывать расходы на содержание указанных установок при исчислении налога на прибыль?
Ответ:
Согласно ст. 163 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями ст. 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
На основании ст. 22 ТК РФ в состав обязанностей работодателя, в частности, входит:
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
При этом п. 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков является приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение чистой питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 Кодекса с учетом положений ст. 252 Кодекса.
Документ:
ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2012 г. N 03-03-06/1/332
Вопрос №2
Учитываются ли при исчислении налога на прибыль полученные организациями денежные средства в виде компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд? Если денежные средства в виде компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не учитываются, каков порядок возврата налога на прибыль?
Ответ:
Статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки (включая упущенную выгоду), причиненные землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, возмещаются указанным лицам в полном объеме за счет соответствующих бюджетов. Земельное законодательство предусматривает также, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен и выкуп.
Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Положениями ст. 281 ГК РФ определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
В соответствии с данным Постановлением плата за изымаемый участок включает в себя и убытки, а сам размер платы определяется согласно положениям гражданского законодательства, включая определение убытков и упущенной выгоды.
Таким образом, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения различных земельных правоотношений.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.
На основании ст. 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы.
Средства, полученные организациями в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей налогообложения как внереализационные доходы и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Документ:
ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июля 2012 г. N 03-03-07/32
Вопрос №3
О ведении раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций, облагаемых как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов; о восстановлении сумм НДС, принятых к вычету, при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых по ставке 0 процентов.
Ответ:
Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом п. 3 ст. 172 Кодекса установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке. Согласно данному порядку вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Кодекса.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм Кодекса налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций. При этом в соответствии с п. 10 ст. 165 Кодекса порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Нормами Кодекса порядок ведения такого раздельного учета не установлен. Поэтому данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике организации.
Что касается положения пп. 5 п. 3 ст. 170 Кодекса о восстановлении сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету, при дальнейшем использовании приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, то данные положения не изменяют для налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку на постоянной основе, порядок принятия к вычету соответствующих сумм налога, установленный Кодексом, и распространяются на товары (работы, услуги), приобретенные для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам 18 (10) процентов, но в последующем используемые для операций, подлежащих налогообложению по нулевой ставке.
Документ:
ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июля 2012 г. N 03-07-08/172
Вопрос №4
После неисполнения обязательств по договору в срок заемщик передает организации право аренды земельного участка по соглашению об отступном. Организация определяет стоимость полученного права по стоимости прекращенных обязательств, также она реализует право аренды земельного участка.
Имеет ли право организация при исчислении налога на прибыль уменьшить доход от реализации права аренды земельного участка на цену приобретения данного имущественного права, определенную по стоимости прекращенных обязательств, в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ?
Ответ:
Из вопроса следует, что организация реализует право аренды земельного участка, полученное в качестве залога по обеспеченному залогом долговому обязательству.
Согласно п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доход от такой операции на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.
В соответствии с п. 2 ст. 268 НК РФ, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в пп. 2, 2.1 и 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.
Таким образом, при реализации права аренды земельного участка, полученного в качестве залога по обеспеченному залогом долговому обязательству, доход от его реализации организация может уменьшить на стоимость права аренды земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 339 ГК РФ в договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.
Документ:
ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 июля 2012 г. N 03-03-06/2/75
Вопрос №5
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой в случае, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.).
Пунктом 3 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сделки между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, или одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций либо одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.
А сделки между взаимозависимыми лицами, в которых хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из специальных налоговых режимов, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб.
Пунктом 9 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 НК РФ.
В каком порядке определяется сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ: сумма дохода (сумма цен сделок) должна превышать 1 млрд руб. по сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год с одним взаимозависимым лицом, либо сумма дохода должна превышать 1 млрд руб. по сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности?
В каком порядке определяется сумма доходов по сделкам, предусмотренным пп. 2, 3, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ: путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком за календарный год с одним взаимозависимым лицом либо со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности?
Ответ:
Статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 Кодекса.
Для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
Документ:
ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июля 2012 г. N 03-01-18/5-86