9 ноября Закон о КС РФ существенно изменился. Положения о праве обжаловать нормативные акты стали более подробными. Появились новое условие допустимости жалобы, а также механизм компенсации заявителям невозможности восстановить права. Об этих и других важных аспектах читайте в нашем обзоре.
Все эти новшества инициировал президент в связи с поправками к Конституции.
Право на обжалование нормативных актов
Теперь установлено: обратиться в КС РФ могут, в частности, граждане и юрлица, если они считают, что их конституционные права и свободы нарушены следующими документами, которые применили в конкретном деле:
- ФКЗ или ФЗ;
- нормативным актом президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы;
- региональным нормативным актом, который издан по вопросам ведения РФ, а также совместного ведения РФ и региона.
Ранее пожаловаться можно было, если права и свободы нарушал примененный в конкретном деле закон. В отношении других нормативных актов ситуация была сложнее. Например, КС РФ мог признать допустимой жалобу гражданина, в которой оспаривается конституционность как ФЗ, так и нормативного акта правительства. При этом должны были выполняться следующие условия: между этими документами есть прямая нормативная связь и их применили в конкретном деле в неразрывном единстве.
Допустимость жалобы
Ввели новое условие допустимости жалобы на нарушение конституционных прав и свобод — исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты. Речь идет о подаче кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или надзорной жалобы в случае, если вступивший в силу судебный акт можно оспорить только в «надзоре». При этом кассационное или надзорное обжалование решения, в рамках которого применили нарушающий права и свободы нормативный акт, стало для заявителя безуспешным.
КС РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если судебная практика показывает, что нормативный акт применяется только так, как это сделали в конкретном деле. Речь идет о практике самого высшего по определенной категории дел суда. То же относится к официальному толкованию нормативного акта, которое дано в разъяснениях судебной практики.
Ранее одно из условий допустимости жалобы было таким: закон применили в конкретном деле, рассмотрение которого завершил суд. Однако критерии завершенности не раскрывались.
Компенсация за то, что нельзя восстановить права
Теперь, если пересмотр дела после того, как, например, отдельные положения нормативного акта признаны нарушающими Конституцию, не приведет к восстановлению прав, КС РФ может указать на необходимость компенсации. Ее форму и размер определит суд первой инстанции.
Проверка законопроектов
Появились правила рассмотрения дел о проверке конституционности, в частности, законопроектов. Это связано с тем, что по обновленной Конституции президент может направить запрос о такой проверке.
Проверить законопроекты можно только в случае, если Госдума приняла их в первом или во втором чтении. Если президент направил запрос, то законопроект нельзя одобрить в следующем чтении до того, как КС РФ примет решение по запросу. Срок на вынесение постановления составляет максимум 20 дней после регистрации запроса. Если проект признают неконституционным, законодательный процесс прекратится.
Отметим, в отношении проверки проекта закона РФ о поправке к Конституции предусмотрены отдельные правила.
Особое мнение судьи
Когда поправки рассматривали во втором чтении, из их первоначальной редакции решили убрать правило о том, что особое мнение судьи размещается на сайте КС РФ вместе с его решением. Вместо этого в итоге установили: особое мнение приобщается к протоколу заседания и хранится вместе с ним.
Ранее по закону особое мнение публиковали в «Вестнике КС РФ» вместе с решением. Однако в последнее время его размещали на сайте КС РФ в том же файле, в котором изложено решение.
Вступление изменений в силу и переходные положения
Все рассмотренные новшества начали действовать 9 ноября. То же касается и большинства других изменений.
Отметим, что первые полгода с этого дня применяется другой подход к исчерпанию внутригосударственных средств судебной защиты. Он заключается в подаче любой кассационной жалобы, которая не привела к устранению нарушения прав нормативным актом. Если судебные решения обжалуются только в надзорном порядке, то достаточно будет факта их вступления в силу.
Документ: Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс» и представлен ООО «Фактор Плюс» – информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Краснодаре
Указанный документ вы можете получить из справочной правовой системы КонсультантПлюс