Планируется скорректировать положения части первой НК РФ, норм об НДС, акцизах, налоге на прибыль, НДФЛ, страховых взносах, налоге на имущество организаций, транспортном, земельном налогах и др. Поправки нацелены на реализацию основных направлений налоговой политики.
Рассмотрим наиболее значимые из предлагаемых новшеств.
Подача отчетности
Планируется закрепить закрытый перечень обстоятельств, при которых декларация или расчет будут считаться непредставленными (пп. «б» п. 16 ст. 1 проекта). Среди них названа ситуация, когда декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям или расчет по взносам содержит ошибки (например, показатели по физлицам не совпадают с общей суммой).
Прочие основания:
- отчетность подписана неуполномоченным лицом;
- подписавший отчетность гражданин, который вправе действовать без доверенности от имени отчитывающегося лица, дисквалифицирован;
- отчетность подписана физлицом, которое уже умерло;
- в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений о лице, которое вправе действовать от имени организации без доверенности и которое подписало отчетность;
- в ЕГРЮЛ есть запись о прекращении деятельности организации.
Обращаем внимание, что записи в реестр должны быть внесены ранее даты представления отчетности.
Если проверяющие обнаружат хоть одно из названых обстоятельств, они в течение 5 дней направят налогоплательщику уведомление. Камеральную проверку прекратят в день направления уведомления (пп. «б» п. 20 ст. 1 проекта). Если непредставленной посчитали уточненную декларацию (расчет), то возобновляют проверку предыдущей отчетности. При этом срок прекращенной «камералки» не учитывается.
Напомним, что проект с похожими поправками недавно выставляли на общественное обсуждение.
Доверенность
ФНС должна будет утвердить формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать отчетность (пп. «в» п. 16 ст. 1 проекта). Кроме того, планируют установить порядок направления электронной доверенности по ТКС.
Уполномоченный представитель предпринимателя или физлица, не зарегистрированного как ИП, сможет действовать на основании доверенности в форме электронного документа. Ее нужно подписать электронной подписью. Такое дополнение планируется внести в часть первую НК РФ (п. 5 ст. 1 проекта).
Кроме того, предлагается скорректировать и саму норму о доверенности, которую выдает налогоплательщик-физлицо. Теперь будет прямо указано, что для ИП и граждан, не зарегистрированных в таком качестве, правила одинаковые. Напомним, сейчас НК РФ говорит лишь о физлицах, не уточняя, считаются ли они ИП. ВАС РФ еще в 2014 году распространил действие этих норм и на предпринимателей. Такой подход разделяет и ФНС.
Требование об уплате долга по пеням
Установят срок, в который нужно направить требование об уплате долга по пеням, начисленным после дня, когда сформировали требование об уплате самой недоимки. На это дают год со дня уплаты недоимки или со дня, когда сумма пеней превысила 3 000 руб. (пп. «б» п. 12 ст. 1 проекта).
Проценты от инспекции
Проценты за несвоевременный возврат, которые инспекция начислила на дату вынесения решения о возврате переплаты, заплатят и без заявления налогоплательщика. А вот в иных случаях заявление потребуется (пп. «б» п. 14 ст. 1 проекта).
По правилам начисления процентов за несвоевременный возврат будут рассчитывать и проценты при возмещении НДС и акцизов (пп. «в» п. 7, пп. «б» п. 8, пп. «б» п. 11 ст. 2 проекта). Такие нормы планируют закрепить в НК РФ.
Налоговая тайна
Режим налоговой тайны распространят и на сведения, которые от инспекции поступают в госорганы и органы местного самоуправления для оценки налоговых расходов (пп. «б» п. 23 ст. 1 проекта).
Расширен перечень действий, которые не считаются разглашением налоговой тайны (пп. «а» п. 23 ст. 1 проекта).
Компенсации за жилье
Планируют уточнить нормы об освобождении от НДФЛ. Так, не будет облагаться налогом возмещение расходов на оплату жилья, а не его бесплатное предоставление (пп. «а» п. 14 ст. 2 проекта). Речь идет о компенсациях, которые установлены законодательством или решениями местных властей.
Проезд в отпуск северян
Положения об освобождении от НДФЛ оплаты проезда в отпуск и провоза багажа для работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей хотят привести в соответствие с нормами по взносам. Так, если отпуск проходит за границей, то должна не облагаться налогом стоимость, рассчитанная до пункта пропуска через границу, в том числе международного аэропорта (пп. «а» п. 14 ст. 2 проекта).
Безвозмездная передача организации
Организация не будет учитывать в доходах не только имущество, полученное безвозмездно от организации или физлица с долей более 50%, но и аналогичные имущественные права. Причем сейчас доля должна быть более 50%, а по предложенной формулировке она должна составлять «не менее 50%» (пп. «а» п. 20 ст. 2 проекта).
Эти положения хотят распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 9 ст. 9 проекта).
Обращаем внимание на разъяснения Минфина. Ведомство считает, что по действующей редакции передачу имущественных прав нужно учитывать в доходах.
Контролируемая задолженность
На 2020 и 2021 годы устанавливаются специальные интервалы значений процентных ставок по контролируемой задолженности (п. 25 ст. 2 проекта). Например, по долговому обязательству в рублях, которое возникло из сделки, не признаваемой контролируемой, интервал составит от 0% до 180% ключевой ставки. Сейчас он установлен на уровне от 75% до 125%. Применять эти положения можно будет с учетом особенностей определения величины задолженности и собственного капитала (ч. 3 ст. 8 проекта).
Нормы планируют распространить на правоотношения, которые возникли с 1 января 2020 года (ч. 9 ст. 9 проекта).
Гибель транспортного средства
Предлагается установить порядок взаимодействия налогоплательщика с инспекцией в случае гибели или уничтожения транспортного средства, которое облагается транспортным налогом (пп. «б» п. 44 ст. 2 проекта). Для того чтобы налоговики перестали начислять налог, нужно подать заявление. Вместе с ним можно представить документы, подтверждающие гибель или уничтожение ТС. Если документов нет, инспекция сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают. Рассмотрев заявление, она уведомит налогоплательщика о том, что налог больше не начисляют, или о том, что оснований прекратить начисление нет.
Форму заявления должна утвердить ФНС. До этого налогоплательщик сможет подавать заявление в произвольной форме (ч. 16 ст. 9 проекта). Нужно только указать месяц гибели или уничтожения ТС. Полагаем, что можно воспользоваться рекомендованной формой, которую уже направляла ФНС.
Движимое имущество
В декларацию по налогу на имущество организаций нужно будет включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое юрлицо отражает в бухучете как ОС (пп. «г» п. 16 ст. 1, пп. «а» п. 48 ст. 2 проекта). Причем делать это придется уже с отчетности за 2020 год (ч. 13 ст. 9 проекта). Вероятно, в ближайшее время будут подготовлены изменения в форме декларации.
Взносы с компенсации исполнителю на ГПД
Освобождение от взносов компенсации расходов исполнителю планируется закрепить в отдельном подпункте (пп. «а» п. 57 ст. 2 проекта). Причем формулировка станет более четкой: взносы не нужно будет платить с суммы возмещения фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физлица, связанных с выполнением работ или оказанием услуг по ГПД. Под действие нормы подпадает и оплата таких расходов.
Обращаем внимание, что Минфин уже не раз указывал: оплата исполнителю проезда и проживания взносами не облагается.
Прочие изменения
Проект содержит и иные поправки, среди которых можно выделить следующие:
- уточнят порядок обложения НДФЛ дивидендов, которые российская компания выплатила иностранной, а физлицо признало в декларации (п.п. 12, 13, 16 ст.2 проекта);
- введут отдельные положения для инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении НМА, созданных в результате НИОКР (п. п. 22 и 23 ст. 2 проекта);
- установят специальные условия для того, чтобы иностранная организация, которая признается резидентом РФ, смогла применять ставку 0% по налогу на прибыль в отношении дивидендов (п. 30 ст. 2 и ч. 1 и 2 ст. 8 проекта);
- обяжут инспекцию рассматривать уведомление о переходе на единую декларацию по «неторговой» недвижимости в течение 30 дней, а потом сообщить о результатах налогоплательщику (пп. «б» п. 48 ст. 2 проекта);
- исключат все положения о расчете налога на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости (п. п. 51 — 56 ст. 2 проекта).
Обзор подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс» и представлен ООО «Фактор Плюс» – информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Краснодаре
Указанный документ вы можете получить из справочной правовой системы КонсультантПлюс